Приемы построения орнаментов

Приемы построения орнаментов

При декорировании тортов очень часто используют орнаментальные украшения. С чисто геометрической точки зрения в основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. В этой статье мы с вами рассмотрим, какие основные приемы при этом обычно используются, и познакомимся с методами, с помощью которых можно получать любопытные орнаментальные построения.

Переносы

Представим себе некоторую фигуру, у которой правая половина не является зеркальным отражением левой, то есть не обладающей билатеральной симметрией (лат. bi — двойной, двоякий, bis — два раза, дважды, bini — пара, две; лат. lateralis — боковой).

условная фигура как будущий элемент орнамента

Простейший прием создания орнаментального ряда — копирование фигуры и ее сдвиг по горизонтали:

копирование фигуры и сдвиг ее по горизонтали

Таким образом мы получим один ряд изображений. Создавая же различные промежутки между копиями, можно добиваться различного ритма в пределах ряда — например, сдвигать фигуры парами:

сдвиг с разным промежутком

Или чередовать пары с одиночными изображениями:

чередование

Следующий возможный шаг — сдвиг изображения по вертикали:

сдвиг по вертикали

Такой прием нередко используется при создании многорядных орнаментов. Сдвинув вертикально вверх или вниз весь ряд, получим два абсолютно одинаковых ряда:

ряды образованные сдвигом

Он может быть сплошным или с определенными интервалами между изображениями:

ряды с интервалом

Возникающие пустоты можно заполнить другими элементами орнамента:

заполнение пустот между рядами

Чередование горизонтальных и вертикальных сдвигов, выполненных в определенном ритме, создает основу для (условной) извилистой линии, объединяющей элементы орнамента. Возникающие промежутки могут быть при этом заполнены иными элементами орнамента:

чередование элементов в определенном ритме

Наконец, многократный сдвиг горизонтальных рядов по вертикали (или вертикальных по горизонтали) позволяет заполнить изображениями всю декорируемую плоскость:

заполнение плоскости с помощью сдвига

При подобных сдвигах асимметричных элементов вся заполненная изображениями плоскость также не обладает билатеральной симметрией. Иная картина получается при использовании других приемов пространственного переноса — вращении и зеркальных отражениях.

Вращение

За счет переноса элемента орнамента только по вертикали и горизонтали невозможно получить повернутое изображение. Для выполнения такого приема, очень часто используемого в создании орнаментов, произвольный элемент надо начать вращать относительно выбранного центра на определенное число градусов. В этом случае возможны несколько вариантов. Например, центр вращения может находиться на одном из краев фигуры:

элемент орнамента

В результате получается розетка — фигура, обладающая радиальной симметрией:

розетка

С радиусами мы впервые сталкиваемся на уроках геометрии. Радиусы похожи на спицы колеса (лат. radio, radiatum — испускать лучи; radius — спица). Из центра круга их можно провести бесконечно много. Предполагается, что при создании розеток мы поворачиваем элемент изображения так, чтобы все углы поворота были равны, и при делении 360 градусов (развернутый угол) на угол поворота получалось целое натуральное число — 3, 5, 8, 12 и т.д. Другими словами, круг при этом делится на определенное число секторов, в каждом из которых находится элемент розетки. Обычно так розетки и строятся — с помощью циркуля, линейки и транспортира.

Если центр вращения находится не с краю, а в пределах элемента,

элемент со смещенным центром

то при вращении левая и правая части элемента (расположенные по разные стороны от точки вращения) образуют свои розетки:

розетка, полученная вращением сос мещенным центром

Наконец, в случае, когда центр вращения находится за пределами элемента,

элемент с центром вращения за пределами

то в центре получившейся розетки оказывается свободное пространство, которое можно заполнить иным изображением или вписать туда другую розетку:

розетка, полученная вращением сос мещенным центром

Сочетая приемы поворота и горизонтального сдвига, можно получить линейный ряд изображений, каждое из которых будет повернуто относительно соседнего:

сочетание вращения со сдвигом

Комбинирование горизонтальных и вертикальных сдвигов с поворотами часто приводит к любопытным и красивым результатам:

сочетание вращения со сдвигом

 

Зеркальные отражения

Следующий любопытный прием, который не сводится к комбинации уже описанных, — зеркальные отражения. Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что наш элемент как бы отражается в зеркале:

отражение

Нетрудно проверить, что ни вращением, ни латеральным (боковым) переносом образовавшуюся копию не получить. Она зеркально симметрична относительно исходной. Положение плоскости, в которой отражается элемент орнамента может быть достаточно произвольным. Необходимо лишь получить одну-единственную зеркальную копию элемента. Все другие отражения, произведенные с помощью иначе расположенных плоскостей, можно получить путем вращения первой зеркальной копии относительно некоторого центра. Нетрудно увидеть, что правое зеркальное отражение элемента на следующем рисунке получается поворотом нижнего зеркального отражения на предыдущем рисунке:

отражение

Зеркально отразить можно целый ряд:

зеркальное отражение ряда

Получив одну «зеркальную» пару, в свою очередь, можно получить ее зеркальное отражение:

зеркально отраженные пары

Комбинируя сдвиги и зеркальные отражения, удается получить интересное решение линейного орнамента:

комбинация зеркального отражения со сдвигом

В последнем случае один элемент нельзя вывести из другого просто поворотом.

Наконец, прием зеркального отражения можно применять при создании розеток. В этом случае вначале необходимо получить пару зеркально отраженных секторов, а затем вращать их вокруг центра.

зеркальное отражение в сочетании с вращением

Само собой разумеется, что в случае последнего приема общее количество секторов, на которые разбит круг розетки, обязательно должно быть четным.

Полезным вспомогательным приемом при построении орнаментов является предварительное вычерчивание решеток. С их помощью удается строить достаточно сложные элементы орнаментов, представляющие собой переплетающиеся ленты - плетенки. Также есть техника использования окружностей. Но эти технические приемы требуют детального изложения в отдельной статье. А пока предлагаем вам потренироваться в освоении вышеизложенных техник и придумать несколько собственных орнаментов.

Из книги Орнаменты народов мира: Практическое пособие / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. — СПб.: Кристалл, 1998 г.