О копирайте на фотографиях

О копирайте на фотографиях

Путешествуя по сети, а именно по ее участку, посвященному кулинарии, и рассматривая фотографии, зачастую сталкиваешься с таким, абсолютно ужасным с точки зрения эстетики явлением, как огромный относительно формата фотографии копирайт. Мы не будем сейчас углубляться в законодательные документы об авторском праве, так как данный материал никак не связан с правовой стороной вопроса. Мы не станем также озвучивать свою позицию относительно необходимости копирайта как такового, дабы не вступать в полемику между его сторонниками и противниками. Мы хотим поговорить с вами о формате оповещения, т.е. о надписи, которой подписывают свои работы фотографы.

Итак. Вы автор фотографий. Неважно, профессионал вы или любитель, у вас, безусловно, есть права на свои произведения. Иными словами, вы - правообладатель. И, конечно, у вас есть полное право сообщить миру о своем авторстве с помощью специальной подписи, формат которой был установлен на Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве в 1952 году, и выглядит таким образом: © Иванов Иван, 2010

Как видите, подпись состоит из нескольких элементов:
1 - Знак копирайта в виде латинской буквы "с", заключенной в окружность;
2 - Фамилия и/или имя правообладателя (или название правообладателя в случае если им является организация);
3 - Год первой публикации произведения.

С форматом подписи определились (здесь стоит отметить, что в настоящее время она носит чисто информативный характер). Теперь поговорим о том, как она должна выглядеть. Но для начала посмотрим на эти снимки. Какие выводы можно сделать, глядя на них?

Портит ли фотографию такой копирайт? Да!
Константинов1

Защищает ли такой копирайт фотографию от воровства? Нет!
С помощью фотошопа легко можно от него избавиться.
Константинов2

Самое ужасное, что некоторые находят для себя выход вроде этого:
Константинов3

Пусть простит нас уважаемый Дмитрий Константинов за издевательство над его работой. Это было сделано с целью проиллюстрировать то, как сильно искажает восприятие фотографии такой копирайт. Поэтому, позиция относительно огромных водяных знаков и подписей во всю фотографию у вас должна быть такая - неприемлемо!

Неважно чем вы руководствуетесь, нанося свою подпись на фотографию. Если вы считаете, что в этом есть необходимость - это ваше право. Но давайте исходить из того, что истинная ценность произведения не в деньгах. А если вы все же обнаружите факт воровства вашей работы, смело обращайтесь в суд. Любой адвокат возьмется за такое дело, ведь оно выигрышное на 100 процентов. Причем доказывать авторство будете не вы, а тот на кого подан иск.

Итак, мы решили, что будем исходить из того, что истинная ценность вашего произведения не в деньгах. Иными словами, настоящая ценность вашей фотографии не в потенциальном доходе, который вы можете получить с ее помощью, а в ее эстетическом содержании. Поэтому, ваш копирайт никоим образом не должен нарушать гармонии и целостности кадра.

Во все времена художники подписывали свои творения, так что культура их подачи сложилась в графическом и визуальном искусстве давно. Обычно подпись находится справа, в самом низу работы и как правило сильно не выделяется по цвету, чтобы не отвлекать зрителя от изображенного на картине сюжета. Например, посмотрите на полотно известного художника Константина Коровина.

Коровин_Корзина фруктов_1916

"Фотографии, это совершенно другое дело", - скажете вы?! И, в принципе, будете правы. Но лишь в том, что в создании фотографии и подписи к ней используются другие инструменты, а эстетические принципы в оформлении остаются те же, хотя и имеют некоторые особенности.

На данный момент практически все современные фотографы используют цифровое оборудование для съемки. Очень многие из них имеют портфолио, размещенное в интернете. И каждый из них подписывает свои работы, как правило, с помощью специального программного обеспечения. Доступные нам технологии предоставляют очень широкий спектр возможностей для обработки фотографий. Собственно, именно цифровое рождение и виртуальная часть жизни современной фотографии обуславливает все особенности ее оформления для размещения в интернете.

Выбор шрифта для копирайта каждый фотограф осуществляет исходя из своего вкуса. С его помощью автор может создать узнаваемый, своего рода личный бренд. И разместить на фотографии копирайт каждый может там, где ему вздумается. Но, мы надеемся, что вы все же не будете заглушать свое чувство прекрасного в пользу страха перед кражей вашей фотографии, и последуете примеру многих, кто не ставит кричащие подписи.

Как же подписывать свои работы?

  1. Размер шрифта не должен быть слишком большим. Достаточно сделать надпись такой, чтобы она читалась без увеличения исходного размера фотографии, или при ее небольшом увеличении. Если вы посмотрите на первую фотографию в этой статье, увидите как раз нужный размер шрифта для такого формата фотографии.
  2. Шрифт не должен выбиваться из общего колорита фотографии. Сделайте надпись такой, чтобы она не контрастировала по цвету с изображением на фотографии. Обычно, наиболее выгодное решение, это сделать надпись серой, то есть нейтральной по цвету.
  3. Шрифт не должен быть слишком контрастным по тону. Если вы снова взглянете на первую фотографию, то увидите, что белая надпись слишком контрастирует с окружением и отвлекает на себя внимание зрителя. Нейтральности по тону можно добиться, сделав копирайт полупрозрачным.
  4. Месторасположение подписи должно быть таким, чтобы не бросаться в глаза. Нельзя, чтобы копирайт отвлекал зрителя от композиции изображенной на фотографии, и нарушал ее гармонию. Посмотрите опять на первую фотографию. Подпись автора посередине... это можно оставить без комментария.
  5. Направление шрифта - это спорный вопрос, поэтому конкретных рекомендаций не последует. Скажем только, что есть сторонники расположения подписи вертикально, а не горизонтально. Объяснение этому простое - горизонтальную подпись глаз тут же норовит прочесть, тем самым отвлекаясь от снимка. Вертикальную же расположенные слова воспринимаются человеком не так быстро. Как правило, в этом случае человек оценивает сперва композицию, а уже потом, заинтересовавшись, что за талантливый фотограф снял ее, читает вертикальную подпись.

 

Вот так должна быть оформлена ваша работа.
Константинов

Возможно вы не согласны с тем, что мы считаем правильным. Это ваше право. Но надеемся, что вы будете относиться к своим зрителям не как к потенциальным ворам, а как к ценителям ваших произведений, и позволите им наслаждаться вашими работами.

Послесловие редактора: В статье, по некоторым соображениям, не были использованы в качестве примеров кулинарные фотографии. Надеемся что предоставленные работы в достаточной мере иллюстрируют то, что мы хотели до вас донести. Спасибо за внимание!